• Кузневов Г.

Казачий шлях. Кузнецов Г. (казак)

Атаманы-молодцы

Сколько атаманов было за последние 17 лет, в 21 веке, не перечесть. Во что вылилось атаманство этих людей? Возрождение казачества закончилось тем, что в Реестре практически не осталось этнических казаков, там их единицы. Те, что остались или законченные глупцы и пьяницы, или идеалисты, которые все надеются, что в батьке-атамане сидящего на прокорме у государства проснётся национальный инстинкт. Национальный инстинкт борца за национальные интересы в «батьках» не проснётся. Увы, все лучшие, кто пытался бороться за казацкие интересы появились и ушли в начале 90-х, поняв, что тенденцию того исторического момента не переломить. Остальная здоровая часть этнических казаков прозревала на ходу, и также отходила в сторону. Но сейчас нам важно понять и разобраться в причинах ошибок казацкого движения начала 90-х годов, понять, почему казачья масса выбирала жуликов, проходимцев и откровенных трусов себе в вожди.

Анализ стереотипных программ образа атамана в сознании казаков привёл к выявлению тех признаков, вследствие которых наш народ совершал ошибки:

1.Звонкая казачья фамилия (например, Краснов, Каледин, Шолохов;

2. Родовой казачура. Многих казаков гипнотизирует словосочетание «родовой казак». Однако ни одного атамана из родовых казаков во власть выбрано не было. Более того, чистокровность по обеим линиям и древность рода не являлись до сих пор залогом того, что такой казак не предаст казачьи национальные интересы;

3. Типаж лица под героев казачества прошлого. Чтобы осанистый был, усы красивые, голос зычный, рявкнуть мог, сгуртовать непослушное большинство «анархичных» по своему настрою подопечных.

К слову сказать, такой стереотип атамана у казаков очень близок к стереотипу вождя у русских. Та же женственность мотивов, то же желание вздыхать и восхищаться, беспрекословно подчиняться (даже когда слова и дела такого Атамана убийственны для национальной организации).

Этот типаж сейчас в основном и правит в массе своей хуторов, станиц, городов, округов и Войск. Для самых упёртых казаков нежелающих мириться с произволом, эти атаманы устраивают «праздники»: задействуя карательные механизмы государства, этно-криминальные сообщества враждебные казачьему народу;

4. Красивые речи. Царствующий ныне типаж атаманов первого поколения в свое время оседлали кресло потому что:

Во-первых, говорили то, что ожидает услышать казачья «толпа» (сленг «атаманов»). Озвучить чаяния, заткнуть рот несогласным через своих людей, развернуть проведение обсуждения острых вопросов так, чтобы выполнить основные задачи, решение которых намечается в рамках личных интересов. Будь то пробивание своей «доли», своего «отката» естественно под лозунги опасные для вражеской стороны.

5. Вхождение атамана во власть. Для простого казака в 21 веке власть также как и для русских стала сакральной. Казак большей частью стал послушным, безинициативным, терпеливым. Чем и воспользовалась ельцинская элита государства Российского в начале 90-х годов 20 века выбирая из казачьей массы горластых, авторитетных товарищей в «атаманы» за которыми шли люди. Так называемая старшина («прокладка» между атаманом и народом) улаживала спорные вопросы со смутьянами и недовольными. Остальных как повелось сапогом под зад;

6. «Атаман» и Власть. Многих казаков завораживал тот факт, что их будущий или уже действующий атаман имел храбрость кричать в адрес власть предержащих нехорошие высказывания и говорить в адрес оных же крепкие слова. Трюк давно известный прозванный «гапоновщиной».

Получив «откат» и благодарность за недопущение кризиса от товарищей из бюджетных средств, «руководитель» казаков возвращается в кресло. Создание искусственных кризисов стало неплохим бизнесом для «атаманов» за последние 17 лет. Что говорить, когда большинство этнических казаков к началу 2000 года ушло от этих предводителей, последние выдумывали «кризисы» и основание для своей деятельности, размахивая в Москве перед носом больших чиновников листовками какого-нибудь радикально настроенного казака – одиночки, доведённого до ручки беспросветностью жития.

Все эти и иные стереотипные установки в сознании наших соплеменников стали решающими в формировании руководящего состава казачества в середине 90-х годов 20 века. Так или иначе, эти установки подверглись надлому, но альтернативных критериев выборности достойных руководителей сформировано не было. Этот вопрос предстоит разрешить, хотя он и не первичен.

На данный момент казаки после разрушения движения 90-х годов вновь объединяются, теперь уже под флагом общенациональной Идеи. Противники и откровенные враги такого единства на платформе национальной идеологии, видят эту тенденцию, приноравливаются подключить к нарождающемуся движению фиктивных национальных лидеров. Чтобы не повторять ошибки прошлого, любого претендента желающего возглавить движение надо рассматривать с позиции - его прошлой деятельности, наличии программы, принципиальности по всем основополагающим проблемным вопросам. Не общероссийская, а национальная программа и предистория личности сразу выявят - кого можно назвать национальным лидером, а кого просто манит пернач, булава и звонкая монета.

По поводу нового витка возрождения казачьего движения в начале 21 века и лидеров «старой гвардии», можно отметить одно – мимикрия старых вождей казачества под национал-патриотов казачьего народа обманет немногих. Достаточно вспомнить, кто и как из этих людей сделал свою карьеру, нажил авторитет и достаток, кто и каким образом ходил во власть за подачками или лобызался с коммунистами. Казачьих вождей новой формации должны отличать три качества: искренняя любовь к своему народу, своим соплеменникам, принципиальность в защите казачьих национальных интересов и харизматическая вера в достижении целей стоящих перед казачьим народом. Но наши соплеменники должны не забывать, что каждый народ достоин своего вождя. Истинный батька-атаман явится там и тогда, где помыслы людей будут чисты и бескорыстны, он явится в борьбе. И первой задачей всех вольных мужей нашего славного народа станет его поддержка и защита. И прежде чем грешить на лидеров, надо обратить свои взоры на самих себя.

Старыми тропами на новый Шлях?

Рост национального самосознания казачьего народа в начале 21 века формирует новое поколение наших соплеменников, которые готовы участвовать в современных формах политической борьбы за свои права. Но за отсутствием единой для всех концепции борьбы за национальные интересы казачьего народа эти представители вынуждены использовать старые пути.

Вольно-казачье Движение только сейчас начало оформляться как единая общность, связанная политическими целями и задачами пока что ещё не сведёнными в программу действий и развития. Но именно на этом этапе важно обновить, прежде всего, политическую программу и определиться с целями, чтобы максимально возможно охватить интересы всего казачьего народа. Принципиальная важность этого момента в том, что казаки-националисты не должны забывать, - часть наших соплеменников рассматривают общенациональные казачьи интересы через призму войсковых особенностей и нюансов. А значит, программа будущей организации должна их учитывать для того, чтобы устранить межвойсковые трения и старые исторические «болячки» пробуждающиеся в период стремления объединиться на общенациональном, а не войсковом базисе. Добавлю, что если этот момент не будет разрешён, то антиказачья и казакофобская сторона неизбежно будет вбивать клин между казаками бывших Войск, подвергая разрушению всю концепцию национального единства казацкого народа.

И если Вольно-казачье Движение пойдёт этим же путём, то загнётся ещё быстрее и в кратчайшие сроки в виду того, что люди готовые участвовать в её деятельности – устали от пустопорожних трений, межличностных разборок и интриг. А борьба против внешней угрозы не исключает и внутри фракционные конфликты (это историческая неизбежность).

Конкуренция на политическом поле неминуема и это должны осознать как факт все участники Вольно-казачьего Движения, которые готовятся сейчас выступить единым фронтом. Фактор, который будут способствовать этому, будет далее обозначен.

Как единый народ, осознающий себя политическим субъектом истории и нацией, казачий народ не устранился от болезней меж войсковой конкуренции и её атавизмов: старых обид, войскового превосходства, этно-территориальных особенностей. Этот момент обозначен выше, но он один из основополагающих.

Именно благодаря этому казаки Дона и Кубани до сих пор не имеют того уровня связей и взаимоотношений по горизонтали («верхушка» давно договорилась), благодаря которой сейчас можно было бы создавать единую национальную организацию.

Как многие из наших соплеменников заметило, таких достойных лидеров и руководителей как П.Н. Краснов, П.Х. Попов, В.М. Чернецов могла породить только эпоха. Тогда, в начале 20 века это была эпоха империалистической войны 1914 года, которую прошло большинство казаков, получив боевой опыт, который пытались использовать большевики. Большевики, которые сделали основную ставку на русских, грациозно перетаскивая их из окопов войны империалистической в окопы войны классовой, гражданской. Первый период войны за Казачий Присуд, который вёл наш народ, был периодом гражданской войны. Второй период войны стал национально-освободительным.

Породила эта война и Подтелковых с Кривошлыковыми, собственно те 18 % «красных» казаков по тем или иным мотивам принявших сторону инородцев. 82% боевого состава, который выставил казацкий народ на войну в массе своей воевало в национально-освободительном движении за Казачий Присуд. А ну ка припомним ярких героев за последние 15 лет «казачьего возрождения» нашего времени.  Или вождей второго порядка, атаманов-молодцов, или хотя бы одного из соплеменников который мог стать подлинным вождём нации. Некоторые скажут, были такие, да их уничтожили. Что ж, вспомнить смуту 1917 года, так первая волна уничтоженных лидеров казачьего народа тоже была достойной, но ведь была и вторая волна. А вот в 21 веке мы второй волны не увидели. И этот факт говорит о том, что нация наша ослаблена, генофонд ощутимо подорван, и чтобы не удариться в пессимизм, национальными кадрами надо заниматься в первую очередь. Спасать то поколение молодых казаков и казачек, которые и есть будущее нации, которые и есть те, ради кого старшее поколение реально созрело бороться.

Ведь наша цель, по сути, не Казакия.  Казакия была, есть и будет. Священная земля казаков, она в территорию России включена на данный момент и никуда не денется. А вот если не будет казачьего народа на этой земле, ответственного за её судьбу, тогда все остальное станет мифом и казаки на Дону и Кубани станут подобно индейцам в резервациях Америки. Замечу, наших предков никогда особо не интересовало, признают нас народом или нет. Насколько сегодня казачий народ действительно готов бороться за своё будущее чётко отделяя шкурный интерес, материалистический подход и жизненно необходимые приоритеты, связанные с собственной судьбой? Бессмысленно начинать борьбу, внутренне смирившись с поражением. Боишься - не решайся, решился - не бойся!

Стоит отметить и тот факт, что Казачий Присуд с оружием в руках защищали и русские, граждане Донской Республики. Те русские люди, которым А.М. Каледин подарил гражданство и шанс впервые в своей жизни биться за волю и свободу, за право быть гражданином демократического государства.

Побед на фронте борьбы за своё национальное самоопределение у казачьего народа в истории не густо. В частности, отметим, что после национально-освободительной войны возглавляемой К.А. Булавиным в период с 1707 по 1709 гг., все остальные попытки казаков Дона и Кубани вновь обрести свою независимость и жить по собственным казачьим порядкам были вынужденной реакцией на потрясения, прокатывающиеся в России. 1917 год не стал исключением в цепочке этих попыток объявления казачьими республиками своего суверенитета.

Причины просты и лежат на поверхности. Казаки Дона и Кубани, во – первых не имели выборного национального руководителя. Атаман назначался и назначается (наказной) из Москвы. Иначе говоря, факт введения Реестра и института наказных атаманов на бывших войсковых территориях ознаменовал собой новый виток взнуздания казачьего народа.

Сам факт практически безропотного, а подчас и благодушно принятого механизма назначения атаманов говорит о том, что в среде казачьего народа на тот момент не сформировался класс собственников и национальной элиты. Вернее их формирование не имело под собой фундамента, который можно назвать национальной корпоративностью. Более того, предательством во всех национально-освободительных войнах и мятежах отметились старшины, как класс собственников. Не желающая больше подчиняться казачьим законам, быть равными с остальными казаками, старшины присягнули одному хозяину, Москве.

Однако неизбежно то, что формирование класса собственников и национальной элиты казачьего народа характеризует степень зрелости нации. Достаточно отметить, что рост национального самосознания, националистических тенденций и пробуждения у казачьего народа стремления отстаивать национальные интересы - напрямую зависит от устойчивости этих двух классов. Более того, цели, которые преследуют враги казачьей нации – недопущение формирования национально ориентированных казаков собственников, научной и творческой элиты.

В отсутствии же этих двух важнейших компонентов здоровой и полноценной нации, казачий народ порождал лишь отдельных пассионарных личностей, которые, не имея поддержки сверху (порой получая предательство), зачастую не были способны оформить чаяния основной казачьей массы в действенную программу борьбы. Государево око зорко следило, чтобы смутьяны и зачинщики вольнодумства в среде казачьей не появлялись, а по факту появления таковых быстро государством Российским подвергались изводу. Стоит отметить тот факт, что первые концепции казачьей национальной Идеи были оформлены казаками-эмигрантами за рубежом в период 1920-30 гг. в условиях спокойного жития и возможности оценки казачьей национальной истории, без опаски быть подвергнутыми преследованиям и наказаниям.

Становление национальных организаций

К слову говоря, о современной численности казачьего народа в 21 веке.

31 января 2008 года на радиостанции «Эхо Ростова» состоялось обсуждение вопроса посвященного реабилитации донского атамана П.Н. Краснова периода национально-освободительной войны 1918-1920 гг. В полемике участвовали – профессор, заведующий кафедрой отечественной истории новейшего времени Южного федерального университета, А.В. Венков и заместитель атамана ВВД по идеологии, Воронин В.В., опоздавший на 2/3 эфирного времени. А.В. Венков при обсуждении вопроса о национальной самоидентификации казаков, сообщил, что по переписи 2002 г. в Ростовской области свою национальность указало 160 тысяч человек как казак, казачка. Такое же количество казаков идентифицировало себя в Волгоградской области, 160 тысяч человек. Итого 320 тысяч человек. Если учитывать, что Волгоградская и Ростовская области, -  бывшая территория Войска Донского, то какие реальные цифры дали Кубань с Тереком, казаки бывших восточных Войск!? Власти указали официальную численность казаков обозначивших свою национальность в 2002 году в 144 тысячи человек. Кому выгодно скрывать подлинную численность казачьего народа?

Тем, для кого земли Казачьего Присуда стали кормушкой  и пробуждения хозяев они никак не желают.

Наши заблуждения проистекают из того, что мы не хотим психологически мириться с жестокой реальностью, а она такова – тех этно-территориальных образований, которые назывались Войсками, на карте Российской федерации не существует. Как большевики упразднили эти территории, так их преемники ничего по восстановлению исторической справедливости не делают. И на это есть веское основание. Этнической казачьей среды во всех бывших восточных Войсках слишком мало, чтобы перед властями требовать восстановления этих образований. Единственным очагом казачьей национальной среды остаются: Дон, Кубань и Терек. И, если власти пойдут когда-либо на создание казачьей национально-культурной автономии, то под прессингом этой самой этнической массы, точнее, её активного и организованного ядра. Борьба казачьего народа за свои национальные интересы может быть оправданной и продуктивной только лишь за земли Казачьего Присуда. Земли, которые, повторюсь, дали жизнь всему нашему народу.

Несколько слов стоит сказать об идеологическом векторе развития казачьего национального движения. Пока нет общенациональной программы, хаос в призывах, лозунгах и целеполагании неизбежен. Этим хаосом пользуются все кому не лень: ряженые самозванцы из не казаков, русские национал-патриоты (думающие, что КНОД будет добывать вновь России русскую власть) и прочие деятели. Для своих и чужих, хочу отметить, казачий народ будет бороться исключительно ЗА свои национальные интересы, а не против всемирного заговора: евреев, кавказцев и прочих сил. Большинство казаков уже вдосталь поучаствовало в русских движениях и нахлебалось русскими идеями. Остатки этнических казаков, которых можно встретить в русских движениях уподоблены мамонтам, слепо идущим за своими поводырями, великороссами. Такая же ситуация среди той части казаков, которые подверглись исторической ассимиляции со стороны украинцев. Эти ассимилянты всё ещё надеются, что старший брат найдёт им участок с будкой, где-нибудь на границах. Но путь этих манкуртов далёк и сильно расходится с шляхом казаков-националистов. Наш первый враг, внутри нас. Наши национальные болезни порождены слабостью «иммунной» системы нации, а не силой врагов. И прежде чем бряцать оружием и кому-то угрожать, надо здраво подумать о том, что созидательного сделали казаки для собственной нации. Взрастили ли молодое с активной жизненной позицией поколение? Смогли ли дать этому молодому поколению литературу и книги с освещением национальной истории, вместо русских, украинских и прочих - «бегло-холопских» и «нэзалэжных» книжонок? Осуществили ли свои собственные национальные проекты?

Русское национальное движение по своему идеологическому багажу за последние 20 лет практически не выросло. Ни численно, ни качественно. Борьба с мировым сионизмом и кавказцами на уровне национального вопроса и арийское единство (мечтать не вредно) от Манхэттена до Москвы на уровне расы. Отдельных проницательных и здоровых психически русских идеологов изучать интересно и познавательно, но не они, к сожалению, лицо русской общности.

Некоторый опыт взаимодействия с казаками старшего поколения выявил неприятные для казачьей молодёжи факторы. Оговорюсь, речь не идёт о конфликте поколений, суть проблематики в том, что старшее поколение, участвовавшее в расцвете казачьего возрождения с середины 80-х гг. не ставило своей задачей взрастить преемников. А, не взрастив следующее поколение молодых казаков и казачек с национальным самосознанием - потеряло цель того самого «возрождения». Цель любой нации – количественно-качественный рост нации, защита собственных национальных ресурсов (земля предков, недра), цивилизационная экспансия. Парадокс состоит в том, что молодое поколение, точнее её часть само чудесным образом «проснулось» и не отягчённое старыми программными стереотипами и догмами сделало рывок в сторону  чётких национальных ориентиров присущих нации – национальному самосознанию и защите национальной культуры и интересов. Более того, осмелилось «учить» старшее поколение. Это, безусловно, не понравилось всезнающей и умудрённой опытом «старой гвардии». Зачастую не видят молодые казаки и казачки в современных организациях соплеменников из старшего поколения, которые могли бы им стать наставниками и опорой в национальной борьбе за жизнь. Те, наши старейшины, которые умом и духом сильны и не могут пощеголять своим краснознамённым прошлым – редкий вид. Достаточно здоровы по этим критериям те этнические казаки старшего поколения, которым повезло не утратить национально-культурный стержень, но их авторитаризм, неверие в потенциал молодого казацтва, - глушат устремление и желание вести борьбу за национальные интересы, опираясь на предыдущие поколения. Получается, старшее поколение, боится своего молодого наследия. Но можно ли на страхах и фобиях наших старших по возрасту соплеменников, по сути, наших авторитетах - породить новое поколение бесстрашных борцов? Можно ли пробудить в нации Дух и отвагу, гордость и достоинство, героические стороны человеческой сущности, когда отцы и деды уходят в сторону от назревших проблем и вопросов, отшучиваются, отмалчиваются, давят авторитарностью или личностным «весом»? И где должна проходить «золотая середина» в отношениях поколений пробудившегося казачьего народа, которая даст нации шанс усилиться?

Мы не видим национально мыслящей казачьей молодёжи в организациях казачества. Там ей просто нет места. Она уходит оттуда, видя диспуты старшего поколения о каких-то фантомных вопросах, которые не касаются собственно будущего нации. Выхода два – или наши казачьи старейшины найдут в себе мудрость стать опорой и учителями молодёжи или наступит провал в преемственности поколений и новые поколения начнут формировать и конструировать уже свой казачий мир, своё собственное виденье будущего. Безусловно, здоровой и жизнеспособной нацией без наших старейшин мы не станем. «Tabula rasa» это – не казачий путь, а значит, казачья молодёжь должна найти в себе силы и мудрость обратить внимание старшего поколения на грядущее; больше этого сделать некому.

Представителям казачьего народа с выраженным национальным самосознанием пора уходить от бесплодных надежд на то, что русские вытянут казачий вопрос тем, что спасут Россию. Украиноориентированным из казаков пора перестать молиться на ридну нэньку. Ридна нэнька у нас одна – Казакия (Дон, Кубань, Терек), казачий народ один и он един. Общенациональный флаг дан нам предками, общенациональный лидер у нас так же, даст Бог, будет выбран в будущем общенациональными представителями на Круге. Но сейчас надо взвешенно, методично каждому выполнять посильный труд, внося свой вклад в наш первичный национальный проект – пробуждение казачьего народа.

  • Ростов-на-Дону, Казакия